Статья

Е-commerce чудо в Бразилии: подробности

Интернет Цифровизация Etrade ИТ в банках E-commerce

Рынок электронной коммерции Бразилии — самый крупный в Латинской Америке, являясь вместе с тем наиболее динамичным сектором экономики страны. Аналитики прогнозируют, что объем национального рынка e-commerce к 2015 г. достигнет показателя $20 млрд — это почти в два раза больше, чем в прошедшем году. Такой стремительный рост связывают с мерами правительства, ориентированными на максимальное распространение в Бразилии информационных технологий вообще и высокоскоростного интернета в частности.

Факторы в банковском секторе

Важным элементом электронной коммерции являются банки, уровень технологического развития которых существенным образом влияет на развитие отрасли в целом. В качестве основных игроков, предоставляющих услуги платежных шлюзов, можно отметить Bradesco, Itaú, Banco do Brasil, Banrisul и HSBC. Основными платежными инструментами, предлагаемыми потребителям e-commerce Бразилии, являются кредитная карта, банковское платежное поручение и система интернет-банкинга.

Кредитная карта — наиболее распространенное средство платежа, к данному способу прибегает 67% пользователей. Месячный тариф для магазина составляет около $50, дополнительно взимается плата в размере 4% от объема транзакции.

Выбирая оплату с помощью платежного поручения, клиент, предварительно распечатав, оплачивает его либо непосредственно в офисе банка, либо посредством интернет-банка. Данный способ платежа выбирает около 20% потребителей услуг электронных магазинов (не все пользователи имеют банковские карты). Он считается достаточно безопасным и практически исключает возможность мошеннических транзакций. Стоимость такой транзакции для продавца составляет около $2, варьируясь в зависимости от банка, в который обратился потребитель для оплаты.

К системам интернет-банкинга обращается 2% пользователей. Транзакция стоит около $0,25. Прочие способы оплаты, например, с мобильного устройства или с помощью электронной валюты, менее распространены.

Основные игроки рынка электронной коммерции Бразилии

Сайт Позиция сайта в рейтинге Бразилии Позиция сайта в мировом рейтинге
Americanas 1 25
Submarino 2 28
Saraiva 3 80
Netshoes 4 92
MagazineLuiza 5 106
Shoptime 6 109
PontoFrio 7 111
Extra 8 118
CasasBahia 9 122
Comprafбcil 10 149
Walmart 11 159
FastShop 12 286
Sacks 13 353
Fnac 14 401
Kalunga 15 489
RicardoEletro 16 510
Colombo 17 547
Polishop 18 609
Marisa 19 680
TokStok 20 718

В июне 2009 г. Бразильская ассоциация кредитных карт и услуг (ABECS) представила правительству предложения по оптимизации работы карточной индустрии. Центральный банк вместе с Управлением экономического законодательства Министерства юстиции и Управлением экономического мониторинга Министерства финансов в ответ представили список, включающий пять мер, необходимых для реформирования индустрии. Это открытость процесса заключения договоров на эквайринговое обслуживание, совместное использование сетей POS-терминалов, совместимость при проведении клиринга и расчетов, усиление национальной платежной системы на основе дебетовых карт и прозрачность установления размера межбанковских комиссий.

Прекращение практики эксклюзивности сети и совместное использование POS-терминалов, несомненно, являются главными изменениями, которые на деле могут означать конец эпохи эксклюзивных договоров на эквайринговое обслуживание. По мнению представителей ABECS, открытие рынка должно повысить уровень конкуренции, снизить размер комиссий и дать возможность новым игрокам выйти на рынок торгового эквайринга, где на сегодняшний день господствуют Cielo (до 2009 г. — VisaNet) и Redecard. Ряд компаний уже готовятся к такому сценарию развития событий. Это доказывает и недавняя попытка Santander наладить партнерские отношения с GetNet — компанией, специализирующейся на сборе данных и процессинге операций.


В 2010 г. один из крупнейших лоукостеров Бразилии полностью перешел на продажу билетов через интернет

Смена названия VisaNet на Cielo произошла в рамках плана ребрендинга, подразумевающего превращение компании в организацию, которая может заключать договоры на эквайринговое обслуживание с торгово-сервисными предприятиями (ТСП), принимающими карты нескольких платежных систем (эксклюзивный договор с Visa истекал в июне 2010 г.). Компания намерена предоставлять ТСП возможность заключения договоров на эквайринговое обслуживание в MasterCard, Diners и American Express. Ее эквайринговая сеть охватывает 97,5% территории Бразилии и насчитывает 1,6 млн точек ТСП.

Redecard, чье эксклюзивное соглашение с MasterCard закончилось в 2001 г., также готовится работать с торгово-сервисными предприятиями с различными кредитным и дебетовым картам, включая карты Visa.

Параллельно этим изменениям рынок движется в сторону инновационных решений и технологий, которые, безусловно, будут способствовать распространению электронных платежных средств. С декабря 2012 г. в Бразилии начал операционную деятельность один из крупнейших игроков мирового рынка электронной коммерции — Amazon (не обозначен в таблице выше в силу отсутствия данных по продажам до настоящего времени).

Влияние авиа- и туриндустрии

Статистика бразильской электронной коммерции, однако, не учитывает, в отличии от российской, данные онлайн-продаж авиакомпаний. Черыре лидера бразильского авиарынка — ТАМ, GOL, AZUL и AVIANCA — активно стимулируют своих клиентов на покупку билетов по интернету. С этой целью практически все операторы рынка пассажирских авиаперевозок Бразилии обновили процессинговые решения в 2010—2011 гг., существенно упростив для пользователей процесс приобретения билетов. Согласно имеющимся оценкам, на долю e-ticket сегодня в Бразилии приходится 35—40% от общего числа проданных билетов на авиаперелеты. В совместных планах авиакомпаний увеличить этот показатель до 50%. Примечательно, что в 2010 г. один из крупнейших лоукостеров Бразилии —Webjet — полностью перешел на продажу билетов через интернет.

Рынок туриндустрии также является одним из локомотивов развития электронной коммерции. За период 2011—2012 гг. рост интернет-продаж в данном сегменте составил 36%. Бразильская туристическая отрасль представлена в интернете двумя крупнейшими компаниями, являющимися лидерами в Латинской Америке: Decolar и Viajanet (30 000 и 2560 уникальных посетителей в сутки, соответсвенно). В совокупности они занимают долю бразильского рынка интернет-платежей, равную 83%, предлагая не только турпакеты, но и авиабилеты в режиме онлайн.

Тенденции рынка электронной коммерции

Согласно предварительному анализу, к 2015 г. рынок электронной коммерции Бразилии практически удвоится и достигнет отметки $20 млрд. Основными локомотивами роста станут гиганты сектора: Amazon, Decolar и др., уже сейчас являющиеся лидерами. Ключевыми факторами роста называют реализацию правительственной программы развития широкополосного доступа в интернет, а также предстоящие крупные спортивные соревнования — Чемпионат мира по футболу в 2014 г. и Олимпийские игры в 2016 г., хозяевами которых станет Бразилия.

По мнению аналитиков ABECS, страна предлагает достаточно приемлемые условия выхода на свой рынок e-commerce, принимая во внимание низкую регламентированность рынка со стороны государства, поддержку предпринимательской активности со стороны государственных институтов (СЕБРАЕ — Ассоциация поддержки малого и среднего предпринимательства), а также имеющиеся соглашения в рамках общего рынка государств Южной Америки (МЕРКОСУР). Данный регион вполне обосновано можно считать весьма перспективным для российских участников рынка элекронной коммерции, заинтересованных в развитии бизнеса в странах Латинской Америки.

Дмитрий Бурых