Михаил Головушкин: Чем совершеннее будет 44-ФЗ, тем понятнее станет наша работа
О том, как осуществляются государственные закупки на региональном уровне и какова роль в этом процессе электронных аукционов, в интервью CNews рассказал Михаил Головушкин, руководитель Главного управления организации торгов Самарской области.
CNews: Как организована процедура государственных и муниципальных закупок в Самарской области?
Михаил Головушкин: Процедура госзакупок регламентируется 44-ФЗ, и каких-то особых схем их проведения в нашем регионе нет. Существует уполномоченный орган - Главное управление организации торгов Самарской области. В его обязанности входит определение поставщиков и исполнителей работ для заказчиков областного уровня.
На муниципальном уровне закупки также осуществляются в соответствии с 44-ФЗ. В некоторых муниципальных образованиях также созданы уполномоченные органы, в других заказчики самостоятельно осуществляют закупки.
CNews: Какие изменения в процедуру госзакупок внес 44-ФЗ?
Михаил Головушкин: В дополнение к тем правоотношениям, которые были отрегулированы 94-ФЗ, 44-ФЗ вводит дополнительное правовое регулирование в таких сферах как планирование и контроль государственных закупок. Все нормативные акты Самарской области были приведены в соответствие 44-ФЗ. Нам пришлось немного изменить терминологию, внести коррективы в процедуру определения поставщиков, создать орган по регулированию контрактной системы – эта обязанность была возложена на Управление, которое я возглавляю.
В соответствии с 44-ФЗ мы должны осуществлять мониторинг государственных закупок, что подразумевает сбор, систематизацию, анализ информации. Для того, чтобы мы могли приступить к мониторингу, должны появиться правовые акты на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации список показателей для мониторинга пока находится в стадии разработки. В Самарской области мы осуществляем сбор и анализ информации о количестве заявок, поданных участниками тех или иных торгов, падении первоначальной цены, смотрим, кто из участников был допущен к торгам, а кто нет и по какой причине.
Думаю, что сбор и анализ подобных показателей как на региональном, так и на федеральном уровне очень важен и позволит сделать государственные закупки по-настоящему эффективными.
CNews: Каковы объемы госзакупок в вашем регионе? Сколько заказчиков и поставщиков принимают в них участие?
Михаил Головушкин: В 2013 г. объем государственных закупок на региональном уровне составил около 34 млрд руб. Пока у нас нет возможности вести консолидированный учет региональных и муниципальных торгов, но в ближайшее время мы планируем создать такую систему.
В процессе проведения торгов было достигнуто снижение первоначальной цены в среднем на 6,9%. В целом в 2013 г. нам удалось сэкономить около 2,6 млрд руб.
В качестве допустимого показателя уровня конкуренции мы определили участие в торгах более 3 поставщиков, и этот показатель соблюдается. Конечно, мы стремимся более широко привлекать бизнес – чем больше будет участников торгов, тем лучше.
CNews: Какая часть торгов проводится в электронной форме? Как вы оцениваете эффективность электронных торгов?
Михаил Головушкин: Список торгов, которые должны проводиться в форме электронного аукциона, определен 44-ФЗ. Иногда, если есть возможность выбирать между электронным аукционом и конкурсом, заказчики склоняются к конкурсу, потому что им предусмотрен более широкий спектр критериев оценки предложений – не только цена, но и опыт, квалификация участников, наличие трудовых, материальных ресурсов.
Михаил Головушкин, руководитель Главного управления организации торгов Самарской области
Использование электронного документооборота при проведении электронных аукционов значительно упрощает наш труд - избавляет от необходимости заполнения множества бумажных форм.
Сегодня Минэкономразвития активно работает над внедрением электронных конкурсов. Для этого необходимо принять соответствующие законодательные акты и обеспечить готовность электронных площадок и общероссийского сайта к переходу на новые методы работы. Предполагается, что федеральные заказчики перейдут на электронные конкурсы с 1 июля 2014 г., а региональные - с 1 января 2015 г. Нас эти сроки устраивают. Думаю, успеем подготовиться.
CNews: Каким образом вы выбирали электронную торговую площадку для своей работы?
Михаил Головушкин: Существует 5 электронных торговых площадок, которые отобраны Минэкономразвития для проведения государственных закупок. Все они имеют сходный функционал и предоставляют единые сервисы. Поэтому при выборе площадки для работы мы в первую очередь руководствовались соображениями удобства интерфейса. Второй немаловажный показатель – уровень безопасности, гарантии обеспечения сохранности данных. Большое значение имеет и стабильность ее работы - ведь перенос аукциона по причине технического сбоя чреват для нас множеством дополнительных сложностей. Четвертый фактор – доступность службы технической поддержки.
В настоящее время мы остановили свой выбор на Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП). Пока этот выбор нас устраивает, но, конечно, мы постоянно мониторим предложение в этой сфере, следим за рейтингами.
CNews: Каковы особенности работы заказчиков по 223-ФЗ?
Михаил Головушкин: 223-ФЗ намного либеральнее, чем 44-ФЗ, и здесь у заказчика есть достаточно широкое поле для маневра, в частности, в сфере определения поставщика товаров или услуг. Это, с одной стороны, позволяет избежать жестких ограничений, свойственных 44-ФЗ, а с другой, создает возможность для злоупотреблений.
Сегодня мы активно изучаем опыт Москвы, Татарстана и других регионов, работаем над созданием нормативных актов, регулирующих процедуру закупок по 223-ФЗ, рассматриваем вопрос перехода на электронные процедуры. Наша цель – найти такой баланс между 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы не парализовать деятельность наших заказчиков и одновременно обеспечить эффективность и прозрачность закупочных процедур. Надеюсь, до конца первого полугодия 2014 г. эта работа будет завершена.
CNews: Насколько эффективным является использование реестра недобросовестных поставщиков?
Михаил Головушкин: У нас еще нет опыта применения реестра недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ. Думаю, очень хорошо, что в него, кроме наименования фирмы, заносятся фамилия, имя, отчество директора, учредителей данной организации и иных причастных лиц. Конечно, появление такого реестра не является панацеей от злоупотреблений, но вести его необходимо, потому что он значительно усложняет жизнь создателям фирм-однодневок.
CNews: Одна из серьезных проблем госзакупок - недостаточный профессионализм специалистов в этой сфере. Как вы ее решаете?
Михаил Головушкин: Специалисты по госзакупкам работают как в уполномоченном органе, так и на стороне заказчиков и участников торгов. И все они должны прекрасно разбираться в вопросах применения 44-ФЗ. В процессе своей работы мы часто сталкиваемся с тем, что техническое задание, которое нам приходится проверять, сделано некачественно, и нам приходится отправлять его на доработку много раз. Поставщики тоже делают ошибки, которые просто не позволяют нам допустить их до торгов.
Мы стараемся оказывать методическую помощь заказчикам, проводим разъяснительные семинары. В настоящее время в Самарской области около 400-500 действующих и около 1000 потенциальных заказчиков, которые подпадают под регулирование 44-ФЗ. После того, как будут приняты все нормативно-правовые акты, сложится практика применения этого закона, мы приступим к полноценному обучению силами специалистов сферы образования.
CNews: 44-ФЗ заработал с января 2014 г. Можно ли уже сегодня подвести первые итоги его применения?
Михаил Головушкин: Основным итогом применения 44-ФЗ в 1 квартале 2014 г. стало выявление недоработок как в самом законе, так и в подзаконных актах. Эти недоработки признают и разработчики закона, и применители, и стараются их устранить.
В январе-феврале 2014 г. в сфере госзакупок наблюдалось затишье, в марте начали появляться первые заказы. Сейчас рынок ждет изменений, которые готовит Минэкономразвития. Чем быстрее они будут приняты, тем легче и понятней станет наша работа.
CNews: Какие возможности по борьбе с коррупцией предоставляет законодательство о госзакупках?
Михаил Головушкин: Один из основных показателей, которые мы контролируем, - это количество участников торгов. Если участник один, то высока вероятность того, что конкурсная документация была составлена неправильно. Я уже говорил, что в нашем регионе на процедуры госзакупок подается в среднем 3 заявки.
Очевидно, что электронные аукционы менее коррумпированы, потому что заявки на них подаются в электронном виде, а сведения об участниках не разглашаются до момента объявления победителя. Наибольшую критику вызывают бумажные конкурсы, поскольку теоретически они позволяют оценить предложения еще до момента официального вскрытия конвертов. В Самарской области, я думаю, в этой сфере налажен строгий контроль. Однако чем быстрее мы перейдем к электронным конкурсам, тем скорее процедуры госзакупок станут по-настоящему открытыми, а следовательно и менее коррумпированными.
Большую роль в деле борьбы с коррупцией играет общественный контроль за госзакупками. На общероссийском сайте любой желающий может получить подробную информацию обо всех конкурсах. И мы регулярно наблюдаем, что сведения о том, что чиновники закупают, например, дорогие автомобили бизнес-класса, становятся достоянием общественности и предметом разбирательства ФАС.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3829