Статья

Михаил Головушкин: Чем совершеннее будет 44-ФЗ, тем понятнее станет наша работа

Etrade
мобильная версия

О том, как осуществляются государственные закупки на региональном уровне и какова роль в этом процессе электронных аукционов, в интервью CNews рассказал Михаил Головушкин, руководитель Главного управления организации торгов Самарской области.

CNews: Как организована процедура государственных и муниципальных закупок в Самарской области?

Михаил Головушкин: Процедура госзакупок регламентируется 44-ФЗ, и каких-то особых схем их проведения в нашем регионе нет. Существует уполномоченный орган - Главное управление организации торгов Самарской области. В его обязанности входит определение поставщиков и исполнителей работ для заказчиков областного уровня.

На муниципальном уровне закупки также осуществляются в соответствии с 44-ФЗ. В некоторых муниципальных образованиях также созданы уполномоченные органы, в других заказчики самостоятельно осуществляют закупки.

CNews: Какие изменения в процедуру госзакупок внес 44-ФЗ?

Михаил Головушкин: В дополнение к тем правоотношениям, которые были отрегулированы 94-ФЗ, 44-ФЗ вводит дополнительное правовое регулирование в таких сферах как планирование и контроль государственных закупок. Все нормативные акты Самарской области были приведены в соответствие 44-ФЗ. Нам пришлось немного изменить терминологию, внести коррективы в процедуру определения поставщиков, создать орган по регулированию контрактной системы – эта обязанность была возложена на Управление, которое я возглавляю.

В соответствии с 44-ФЗ мы должны осуществлять мониторинг государственных закупок, что подразумевает сбор, систематизацию, анализ информации. Для того, чтобы мы могли приступить к мониторингу, должны появиться правовые акты на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.

На уровне Российской Федерации список показателей для мониторинга пока находится в стадии разработки. В Самарской области мы осуществляем сбор и анализ информации о количестве заявок, поданных участниками тех или иных торгов, падении первоначальной цены, смотрим, кто из участников был допущен к торгам, а кто нет и по какой причине.

Думаю, что сбор и анализ подобных показателей как на региональном, так и на федеральном уровне очень важен и позволит сделать государственные закупки по-настоящему эффективными.

CNews: Каковы объемы госзакупок в вашем регионе? Сколько заказчиков и поставщиков принимают в них участие?

Михаил Головушкин: В 2013 г. объем государственных закупок на региональном уровне составил около 34 млрд руб. Пока у нас нет возможности вести консолидированный учет региональных и муниципальных торгов, но в ближайшее время мы планируем создать такую систему.

В процессе проведения торгов было достигнуто снижение первоначальной цены в среднем на 6,9%. В целом в 2013 г. нам удалось сэкономить около 2,6 млрд руб.

В качестве допустимого показателя уровня конкуренции мы определили участие в торгах более 3 поставщиков, и этот показатель соблюдается. Конечно, мы стремимся более широко привлекать бизнес – чем больше будет участников торгов, тем лучше.

CNews: Какая часть торгов проводится в электронной форме? Как вы оцениваете эффективность электронных торгов?

Михаил Головушкин: Список торгов, которые должны проводиться в форме электронного аукциона, определен 44-ФЗ. Иногда, если есть возможность выбирать между электронным аукционом и конкурсом, заказчики склоняются к конкурсу, потому что им предусмотрен более широкий спектр критериев оценки предложений – не только цена, но и опыт, квалификация участников, наличие трудовых, материальных ресурсов.

 Михаил Головушкин, руководитель Главного управления организации торгов Самарской области
Михаил Головушкин, руководитель Главного управления организации торгов Самарской области

Использование электронного документооборота при проведении электронных аукционов значительно упрощает наш труд - избавляет от необходимости заполнения множества бумажных форм.

Сегодня Минэкономразвития активно работает над внедрением электронных конкурсов. Для этого необходимо принять соответствующие законодательные акты и обеспечить готовность электронных площадок и общероссийского сайта к переходу на новые методы работы. Предполагается, что федеральные заказчики перейдут на электронные конкурсы с 1 июля 2014 г., а региональные - с 1 января 2015 г. Нас эти сроки устраивают. Думаю, успеем подготовиться.

CNews: Каким образом вы выбирали электронную торговую площадку для своей работы?

Михаил Головушкин: Существует 5 электронных торговых площадок, которые отобраны Минэкономразвития для проведения государственных закупок. Все они имеют сходный функционал и предоставляют единые сервисы. Поэтому при выборе площадки для работы мы в первую очередь руководствовались соображениями удобства интерфейса. Второй немаловажный показатель – уровень безопасности, гарантии обеспечения сохранности данных. Большое значение имеет и стабильность ее работы - ведь перенос аукциона по причине технического сбоя чреват для нас множеством дополнительных сложностей. Четвертый фактор – доступность службы технической поддержки.

В настоящее время мы остановили свой выбор на Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП). Пока этот выбор нас устраивает, но, конечно, мы постоянно мониторим предложение в этой сфере, следим за рейтингами.

CNews: Каковы особенности работы заказчиков по 223-ФЗ?

Михаил Головушкин: 223-ФЗ намного либеральнее, чем 44-ФЗ, и здесь у заказчика есть достаточно широкое поле для маневра, в частности, в сфере определения поставщика товаров или услуг. Это, с одной стороны, позволяет избежать жестких ограничений, свойственных 44-ФЗ, а с другой, создает возможность для злоупотреблений.

Сегодня мы активно изучаем опыт Москвы, Татарстана и других регионов, работаем над созданием нормативных актов, регулирующих процедуру закупок по 223-ФЗ, рассматриваем вопрос перехода на электронные процедуры. Наша цель – найти такой баланс между 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы не парализовать деятельность наших заказчиков и одновременно обеспечить эффективность и прозрачность закупочных процедур. Надеюсь, до конца первого полугодия 2014 г. эта работа будет завершена.

CNews: Насколько эффективным является использование реестра недобросовестных поставщиков?

Михаил Головушкин: У нас еще нет опыта применения реестра недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ. Думаю, очень хорошо, что в него, кроме наименования фирмы, заносятся фамилия, имя, отчество директора, учредителей данной организации и иных причастных лиц. Конечно, появление такого реестра не является панацеей от злоупотреблений, но вести его необходимо, потому что он значительно усложняет жизнь создателям фирм-однодневок.

CNews: Одна из серьезных проблем госзакупок - недостаточный профессионализм специалистов в этой сфере. Как вы ее решаете?

Михаил Головушкин: Специалисты по госзакупкам работают как в уполномоченном органе, так и на стороне заказчиков и участников торгов. И все они должны прекрасно разбираться в вопросах применения 44-ФЗ. В процессе своей работы мы часто сталкиваемся с тем, что техническое задание, которое нам приходится проверять, сделано некачественно, и нам приходится отправлять его на доработку много раз. Поставщики тоже делают ошибки, которые просто не позволяют нам допустить их до торгов.

Мы стараемся оказывать методическую помощь заказчикам, проводим разъяснительные семинары. В настоящее время в Самарской области около 400-500 действующих и около 1000 потенциальных заказчиков, которые подпадают под регулирование 44-ФЗ. После того, как будут приняты все нормативно-правовые акты, сложится практика применения этого закона, мы приступим к полноценному обучению силами специалистов сферы образования.

CNews: 44-ФЗ заработал с января 2014 г. Можно ли уже сегодня подвести первые итоги его применения?

Михаил Головушкин: Основным итогом применения 44-ФЗ в 1 квартале 2014 г. стало выявление недоработок как в самом законе, так и в подзаконных актах. Эти недоработки признают и разработчики закона, и применители, и стараются их устранить.

В январе-феврале 2014 г. в сфере госзакупок наблюдалось затишье, в марте начали появляться первые заказы. Сейчас рынок ждет изменений, которые готовит Минэкономразвития. Чем быстрее они будут приняты, тем легче и понятней станет наша работа.

CNews: Какие возможности по борьбе с коррупцией предоставляет законодательство о госзакупках?

Михаил Головушкин: Один из основных показателей, которые мы контролируем, - это количество участников торгов. Если участник один, то высока вероятность того, что конкурсная документация была составлена неправильно. Я уже говорил, что в нашем регионе на процедуры госзакупок подается в среднем 3 заявки.

Очевидно, что электронные аукционы менее коррумпированы, потому что заявки на них подаются в электронном виде, а сведения об участниках не разглашаются до момента объявления победителя. Наибольшую критику вызывают бумажные конкурсы, поскольку теоретически они позволяют оценить предложения еще до момента официального вскрытия конвертов. В Самарской области, я думаю, в этой сфере налажен строгий контроль. Однако чем быстрее мы перейдем к электронным конкурсам, тем скорее процедуры госзакупок станут по-настоящему открытыми, а следовательно и менее коррумпированными.

Большую роль в деле борьбы с коррупцией играет общественный контроль за госзакупками. На общероссийском сайте любой желающий может получить подробную информацию обо всех конкурсах. И мы регулярно наблюдаем, что сведения о том, что чиновники закупают, например, дорогие автомобили бизнес-класса, становятся достоянием общественности и предметом разбирательства ФАС.