Е-commerce чудо в Бразилии: подробности
Рынок электронной коммерции Бразилии — самый крупный в Латинской Америке, являясь вместе с тем наиболее динамичным сектором экономики страны. Аналитики прогнозируют, что объем национального рынка e-commerce к 2015 г. достигнет показателя $20 млрд — это почти в два раза больше, чем в прошедшем году. Такой стремительный рост связывают с мерами правительства, ориентированными на максимальное распространение в Бразилии информационных технологий вообще и высокоскоростного интернета в частности.
Факторы в банковском секторе
Важным элементом электронной коммерции являются банки, уровень технологического развития которых существенным образом влияет на развитие отрасли в целом. В качестве основных игроков, предоставляющих услуги платежных шлюзов, можно отметить Bradesco, Itaú, Banco do Brasil, Banrisul и HSBC. Основными платежными инструментами, предлагаемыми потребителям e-commerce Бразилии, являются кредитная карта, банковское платежное поручение и система интернет-банкинга.
Кредитная карта — наиболее распространенное средство платежа, к данному способу прибегает 67% пользователей. Месячный тариф для магазина составляет около $50, дополнительно взимается плата в размере 4% от объема транзакции.
Выбирая оплату с помощью платежного поручения, клиент, предварительно распечатав, оплачивает его либо непосредственно в офисе банка, либо посредством интернет-банка. Данный способ платежа выбирает около 20% потребителей услуг электронных магазинов (не все пользователи имеют банковские карты). Он считается достаточно безопасным и практически исключает возможность мошеннических транзакций. Стоимость такой транзакции для продавца составляет около $2, варьируясь в зависимости от банка, в который обратился потребитель для оплаты.
К системам интернет-банкинга обращается 2% пользователей. Транзакция стоит около $0,25. Прочие способы оплаты, например, с мобильного устройства или с помощью электронной валюты, менее распространены.
Основные игроки рынка электронной коммерции Бразилии | ||
---|---|---|
Сайт | Позиция сайта в рейтинге Бразилии | Позиция сайта в мировом рейтинге |
Americanas | 1 | 25 |
Submarino | 2 | 28 |
Saraiva | 3 | 80 |
Netshoes | 4 | 92 |
MagazineLuiza | 5 | 106 |
Shoptime | 6 | 109 |
PontoFrio | 7 | 111 |
Extra | 8 | 118 |
CasasBahia | 9 | 122 |
Comprafбcil | 10 | 149 |
Walmart | 11 | 159 |
FastShop | 12 | 286 |
Sacks | 13 | 353 |
Fnac | 14 | 401 |
Kalunga | 15 | 489 |
RicardoEletro | 16 | 510 |
Colombo | 17 | 547 |
Polishop | 18 | 609 |
Marisa | 19 | 680 |
TokStok | 20 | 718 |
В июне 2009 г. Бразильская ассоциация кредитных карт и услуг (ABECS) представила правительству предложения по оптимизации работы карточной индустрии. Центральный банк вместе с Управлением экономического законодательства Министерства юстиции и Управлением экономического мониторинга Министерства финансов в ответ представили список, включающий пять мер, необходимых для реформирования индустрии. Это открытость процесса заключения договоров на эквайринговое обслуживание, совместное использование сетей POS-терминалов, совместимость при проведении клиринга и расчетов, усиление национальной платежной системы на основе дебетовых карт и прозрачность установления размера межбанковских комиссий.
Прекращение практики эксклюзивности сети и совместное использование POS-терминалов, несомненно, являются главными изменениями, которые на деле могут означать конец эпохи эксклюзивных договоров на эквайринговое обслуживание. По мнению представителей ABECS, открытие рынка должно повысить уровень конкуренции, снизить размер комиссий и дать возможность новым игрокам выйти на рынок торгового эквайринга, где на сегодняшний день господствуют Cielo (до 2009 г. — VisaNet) и Redecard. Ряд компаний уже готовятся к такому сценарию развития событий. Это доказывает и недавняя попытка Santander наладить партнерские отношения с GetNet — компанией, специализирующейся на сборе данных и процессинге операций.
В 2010 г. один из крупнейших лоукостеров Бразилии полностью перешел на продажу билетов через интернет
Смена названия VisaNet на Cielo произошла в рамках плана ребрендинга, подразумевающего превращение компании в организацию, которая может заключать договоры на эквайринговое обслуживание с торгово-сервисными предприятиями (ТСП), принимающими карты нескольких платежных систем (эксклюзивный договор с Visa истекал в июне 2010 г.). Компания намерена предоставлять ТСП возможность заключения договоров на эквайринговое обслуживание в MasterCard, Diners и American Express. Ее эквайринговая сеть охватывает 97,5% территории Бразилии и насчитывает 1,6 млн точек ТСП.
Redecard, чье эксклюзивное соглашение с MasterCard закончилось в 2001 г., также готовится работать с торгово-сервисными предприятиями с различными кредитным и дебетовым картам, включая карты Visa.
Параллельно этим изменениям рынок движется в сторону инновационных решений и технологий, которые, безусловно, будут способствовать распространению электронных платежных средств. С декабря 2012 г. в Бразилии начал операционную деятельность один из крупнейших игроков мирового рынка электронной коммерции — Amazon (не обозначен в таблице выше в силу отсутствия данных по продажам до настоящего времени).
Влияние авиа- и туриндустрии
Статистика бразильской электронной коммерции, однако, не учитывает, в отличии от российской, данные онлайн-продаж авиакомпаний. Черыре лидера бразильского авиарынка — ТАМ, GOL, AZUL и AVIANCA — активно стимулируют своих клиентов на покупку билетов по интернету. С этой целью практически все операторы рынка пассажирских авиаперевозок Бразилии обновили процессинговые решения в 2010—2011 гг., существенно упростив для пользователей процесс приобретения билетов. Согласно имеющимся оценкам, на долю e-ticket сегодня в Бразилии приходится 35—40% от общего числа проданных билетов на авиаперелеты. В совместных планах авиакомпаний увеличить этот показатель до 50%. Примечательно, что в 2010 г. один из крупнейших лоукостеров Бразилии —Webjet — полностью перешел на продажу билетов через интернет.
Рынок туриндустрии также является одним из локомотивов развития электронной коммерции. За период 2011—2012 гг. рост интернет-продаж в данном сегменте составил 36%. Бразильская туристическая отрасль представлена в интернете двумя крупнейшими компаниями, являющимися лидерами в Латинской Америке: Decolar и Viajanet (30 000 и 2560 уникальных посетителей в сутки, соответсвенно). В совокупности они занимают долю бразильского рынка интернет-платежей, равную 83%, предлагая не только турпакеты, но и авиабилеты в режиме онлайн.
Тенденции рынка электронной коммерции
Согласно предварительному анализу, к 2015 г. рынок электронной коммерции Бразилии практически удвоится и достигнет отметки $20 млрд. Основными локомотивами роста станут гиганты сектора: Amazon, Decolar и др., уже сейчас являющиеся лидерами. Ключевыми факторами роста называют реализацию правительственной программы развития широкополосного доступа в интернет, а также предстоящие крупные спортивные соревнования — Чемпионат мира по футболу в 2014 г. и Олимпийские игры в 2016 г., хозяевами которых станет Бразилия.
По мнению аналитиков ABECS, страна предлагает достаточно приемлемые условия выхода на свой рынок e-commerce, принимая во внимание низкую регламентированность рынка со стороны государства, поддержку предпринимательской активности со стороны государственных институтов (СЕБРАЕ — Ассоциация поддержки малого и среднего предпринимательства), а также имеющиеся соглашения в рамках общего рынка государств Южной Америки (МЕРКОСУР). Данный регион вполне обосновано можно считать весьма перспективным для российских участников рынка элекронной коммерции, заинтересованных в развитии бизнеса в странах Латинской Америки.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3478