Как Башкортостан переходит на контрактную систему в сфере госзакупок
О том, как происходит переход на контрактную систему в сфере госзакупок в интервью CNews рассказал Сергей Новиков, кандидат экономических наук, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов.
CNews: С 1 января 2014 года вступил в силу № 44-ФЗ «О контрактной системе», который коренным образом изменил подходы государства к регулированию сферы закупок. Как происходит формирование контрактной системы в Республике Башкортостан?
Сергей Новиков: Формирование регионального сегмента контрактной системы ведется в строгом соответствии с правительственным Планом мероприятий.
В ходе подготовительного этапа были актуализированы действующие и разработаны новые нормативные правовые акты, регулирующие закупочный процесс и осуществление функций по контролю в сфере закупок, определены региональные органы управления контрактной системой. Функциями по определению поставщиков и регулированию контрактной системы в сфере закупок наделен Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (Госкомзаказ РБ), контрольные функции осуществляет Министерство финансов Республики Башкортостан. Все государственные и муниципальные заказчики организовали у себя контрактные службы и назначили контрактных управляющих.
CNews: Каковы первые итоги работы по новым правилам?
Сергей Новиков: Мы наблюдаем положительную динамику практически по всем ключевым индикаторам эффективности. Увеличилось количество конкурентных процедур, повысилась представленность республиканского бизнеса на торгах, наметились тенденции роста уровня конкуренции и сокращения объемов несостоявшихся закупок. Благодаря внедрению антидемпинговых механизмов и регламентации процессов ценообразования стало меньше злоупотреблений в части экономически необоснованного снижения стартовых цен торгов.
Основные результаты централизованных торгов
Источник: Госкомзаказ РБ, 2014
Федеральный закон № 44-ФЗ несколько трансформировал структуру государственных закупок республики. Если на долю электронных аукционов ранее приходилось порядка 44% от общего количества конкурентных процедур, то с момента внедрения контрактной системы их удельный вес вырос на 21,7 процентных пунктов. Сдвиг в пользу электронных процедур обусловлен введением законодательных ограничений осуществления закупок малого объема и проведения запросов котировок – до 5% и 10% от общегодового объема закупок, соответственно.
Основные показатели осуществления закупок в Республике Башкортостан
Источник: Госкомзаказ РБ, 2014
Несмотря на общие положительные результаты, сегодня остаются определенные сложности системного характера, сдерживающие развитие системы государственных закупок Республики Башкортостан.
Во-первых, это отсутствие единообразной правоприменительной практики и возможность неоднозначного понимания отдельных положений № 44-ФЗ. Не всегда удается выработать единые подходы при выборе способа закупки, формировании цены контракта, проведении самих процедур определения поставщика. В результате нам приходится сталкиваться с многочисленными жалобами, судебными разбирательствами и затягиванием процессов контрактации.
Во-вторых, не определены федеральные стандарты качества образования в сфере закупок, что усложняет комплектацию профессиональными кадрами контрактных служб и сказывается на качестве организации закупочного процесса.
Сергей Новиков: Республиканские заказчики еще не научились эффективно планировать закупки и их финансирование
На фоне реформирования системы государственных закупок наблюдается особый дефицит высококвалифицированных мобильных специалистов, и сегодня вопрос подготовки молодых кадров на базе высших учебных заведений республики является как никогда актуальным. Также необходимо «реанимировать» научные профессиональные сообщества в данной области. Существуют ряд перспективных проектов в сфере закупок, которые могут стать предметами исследовательских работ. В настоящее время Госкомзаказ РБ ведет активную деятельность по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие республиканской контрактной системы. И здесь нам необходим разносторонний взгляд представителей ученых кругов.
В-третьих, республиканские заказчики еще не научились эффективно планировать закупки и их финансирование. С одной стороны, это приводит к росту мелких и экономически нецелесообразных торгов, которые в большинстве случаев проходят «вхолостую». С другой стороны – возникают «помпажные» ситуации, когда объемы их оперативного размещения лежат за пределами физических возможностей уполномоченного органа.
CNews: Как вы решаете эти проблемы?
Сергей Новиков: С 2014 г. в Республике Башкортостан ведется работа по согласованию с уполномоченным органом планов-графиков закупок. Цель – подготовиться к внедрению с 2015 г. двухуровневой системы планирования, когда заказчикам нужно будет формировать 3-х летние планы закупок и на их основе годовые планы-графики. А также к включению с 1 января 2016 г. санкции по блокировке контрактации в случае ненадлежащего планирования. В части развития процессов планирования и ведомственной централизации закупок принято постановление Правительства Республики Башкортостан, которым предусмотрены меры, направленные на консолидацию объемов закупаемой продукции как на уровне отдельных заказчиков, так и на уровне главных распорядителей бюджетных средств.
Этим же постановлением оптимизирован порядок проведения централизованных торгов – выделены закупки первого и второго уровней. К первому уровню относятся конкурентные процедуры с начальной ценой контракта при поставке товаров свыше 500 тыс. руб., при выполнении работ и оказании услуг – от 1 млн. руб. Такие закупки проводятся государственными заказчиками через Госкомзаказ РБ путем подачи электронных заявок в автоматизированной информационной системе АИС «Госзаказ». Закупки до 500 тыс. руб. относятся ко второму уровню и организуются республиканскими заказчиками самостоятельно.
Ключевым направлением деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2014 г. является централизация муниципальных закупок на региональном уровне. В настоящее время Госкомзаказ РБ ведет работу по передаче на региональный уровень муниципальных закупок, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан. Согласно постановлению Правительства РБ от 30.04.2014 г. № 207, в случае, если при выделении муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов на приобретение товаров, работ и услуг, установлено условие централизации, закупки будут осуществляться в соответствии с порядком, который действует для заказчиков республиканского уровня.
Госкомзаказом РБ по итогам проведения организационно-подготовительных работ в начале октября объявлены первые пилотные процедуры торгов для муниципальных нужд. До конца текущего года планируется максимально отладить механизм централизации муниципальных закупок и в 2015 году вывести его на проектную мощность.
Схема централизации муниципальных закупок на региональном уровне
Источник: Госкомзаказ РБ, 2014
Отлажена процедура согласования капиталоемких закупок (от 50 до 300 млн. рублей) с Координационной комиссией по закупкам при Правительстве Республике Башкортостан. Пилотный проект реализуется в регионе с 2013 г. и включает в себя мониторинг закупок на предмет соответствия целям социально-экономического развития республики, мероприятиям, предусмотренным государственными программами и другим документам стратегического и программно-целевого планирования. Кроме того, с текущего года Комиссией ведется анализ обоснованности формирования начальных (максимальных) цен контрактов по капиталоемким заказам.
CNews: Есть ли возможность контроля госзакупок со стороны общества?
Сергей Новиков: В регионе запущены элементы общественного обсуждения закупок в сфере строительства (реконструкции, капитального ремонта) с ценой от 300 млн. руб., если выбрана процедура электронного аукциона, и от 150 млн. руб., когда используется конкурс. В случае закупки иной продукции обсуждение проводится со стартовой цены от 100 млн. рублей.
Порядок общественного обсуждения закупок
Источник: Госкомзаказ РБ, 2014
CNews: Как происходит в регионе переход к электронным аукционам?
Сергей Новиков: В Республике Башкортостан переход на систему электронных торгов осуществлен еще в 2011 году. На сегодняшний день централизованный процесс определения поставщиков полностью урегулирован. Ведется постоянная работа над его совершенствованием.
Электронный аукцион сегодня является наиболее открытой и прозрачной формой торгов. Федеральным аукционным перечнем установлен запрет проведения конкурсов на строительство с ценой контракта до 150 млн. рублей. В Республике Башкортостан эта планка увеличена до 1 млрд. руб.
CNews: Для каких контрактов предусмотрено банковское сопровождение?
Сергей Новиков: С 1 июля 2014 года вступили в силу положения Федерального закона № 44-ФЗ в части банковского сопровождения контрактов. Правительством России 20 сентября текущего года принят порядок проведения такой процедуры.
Данным документом предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщики, включая привлекаемых субподрядчиков, производят все расчеты через одну кредитную организацию на обособленных счетах. В свою очередь банк будет вести мониторинг таких платежей и ежемесячно доводить его результаты до сведения заказчика, а также оказывать дополнительные услуги. При этом предлагаются два способа выбора банка. Привлекать кредитную организацию смогут как заказчики, так и сами участники закупки.
Как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ еще в июле месяце 2014 года мы определили случаи банковского сопровождения контрактов на региональном уровне. С учетом анализа распределения крупных заказов предлагается такое сопровождение в республике осуществлять при цене контрактов от 150 млн. рублей. Ключевой механизм контрактной системы заработает не только на региональном уровне. Работа в данном направлении будет спроецирована и на муниципальные закупки. Намечен ряд пилотных объектов.
CNews: Что еще планируется сделать для совершенствования контрактной системы в Республике?
Сергей Новиков: В целях развития процессов информатизации сформирована Концепция региональной информационной системы в сфере закупок. Такая система даст возможность обеспечить эффективное информационное сопровождение республиканского сегмента контрактной системы, реализовать поддержку принятия управленческих решений, снизить трудозатраты на ряд операций по планированию и проведению закупок. И, как следствие, повысить общую эффективность работы.
Региональная система будет интегрирована с единой федеральной информационной системой закупок, а также с рядом других ресурсов, включая региональный сегмент ГАС «Управление», республиканские системы планирования и исполнения бюджета, управления государственными заказами. Кроме того, в Концепции предусмотрена возможность подключения к системе муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Проект концепции формирования региональной информационной системы в сфере закупок
Источник: Госкомзаказ РБ, 2014
В реализации проекта в составе специальной рабочей группы, созданной Правительством Республики Башкортостан, принимают участие Госкомзаказ РБ и специалисты из других республиканских заинтересованных ведомств.
Также до конца 2014 г. запланировано внедрение комплексной системы мониторинга государственных закупок. Этот межведомственный проект будет направлен на оценку достижения целей осуществления закупок, анализ их обоснованности, обеспечение контроля качества и оценки результативности принимаемых управленческих решений в указанной сфере детальности. Сбор и систематизация информации будет осуществляться региональным органом по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Госкомзаказом РБ.
В рамках построения республиканской системы планирования закупок будут определены порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, а также перечень включаемой в них дополнительной информации. Эта работа будет сопряжена с разработкой региональной информационной системы – внедрением соответствующих ее модулей планирования.
CNews: Готовы ли вы делиться опытом формирования контрактной системы с другими регионами?
Сергей Новиков: Становление контрактной системы в Республике Башкортостан не происходит изолированно. Мы активно взаимодействуем с другими регионами России в вопросах построения отдельных механизмов контрактной системы. Ряд субъектов РФ вошли в состав нашей Коллегии и ежегодно принимают участие в совещательных мероприятиях с докладом о региональном опыте работы. Также отзываемся на приглашения и посещаем их мероприятия.
Кроме того, Госкомзаказ РБ вошел в состав Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы и в этом формате тесно взаимодействует с федеральными органами, такими как Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Работа в экспертном совете направлена на выявление существующих сложностей у заказчиков в правоприменительной практике законодательства о контрактной системе и выработку предложений по его совершенствованию.
Пакет поправок к 44-ФЗ в апреле месяце Госкомзаказ РБ представил и в Москве в рамках ежегодного форума «Госзаказ-2014». Большая их часть была учтена при подготовке 140-ФЗ от 04 июня 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».
В настоящий момент от имени Президента Республики Башкортостан направлены предложения в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева по дальнейшему совершенствованию законодательства о контрактной системе. В частности, речь идет о сложностях взаимосвязи процессов прогнозирования и планирования закупок, привлечения квалифицированных подрядчиков к выполнению капиталоемких проектов при проведении электронных аукционов, оперативности осуществления закупок при возникновении чрезвычайных ситуаций, повышения эффективности обеспечения лекарственными средствами.
Впереди серьезный фронт работы как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы все звенья контрактной системы заработали своевременно и результативно. В этом смысле контрактная система должна стать действенным инструментом в проведении эффективной социально-экономической политики и управлении развитием территорий.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3962