Мнение

Андрей Черногоров, ответственный секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам, генеральный директор ЭТП ГПБ: Отсутствие преференций для отечественных поставщиков делает их борьбу с транснациональными компаниями неравной

Возможность изменения ситуации с взаимными санкциями станет проверкой на прочность для политики импортозамещения, заявил недавно в интервью телеканалу CNBC премьер-министр России Дмитрий Медведев. Интересней всего обстоит дело с инициативами, ограничивающими доступ иностранных поставщиков к российскому рынку государственного и корпоративного заказа. По факту, такие нововведения лишь приблизят условия доступа иностранцев к закупкам российских госорганов и госкомпаний к тем нормам, которые существуют в зарубежной практике. А пока отсутствие преференций для отечественных поставщиков заведомо делает их борьбу с транснациональными компаниями неравной.

Несмотря на громогласные заявления о беспрецедентной открытости американской экономики, доступ к государственному и муниципальному заказу со стороны иностранных поставщиков сильно ограничен. Так, штаты, графства и муниципалитеты могут самостоятельно определять для себя правила проведения закупок. Об этом напрямую говорится в действующем американском законодательстве (Federal Acquisition Regulation, 48 C.F.R (FAR). Теоретически это позволяет конкурентоспособным иностранным поставщикам бороться за такой заказ наравне с местными компаниями.

На практике дело обстоит совершенно иначе: закупки конечных товаров и конструкционных материалов подпадают под действие Buy American Act, принятого в 1933 г. Он закрепляет применение ряда дискриминационных норм по отношению к продукции, произведенной за рубежом, или если свыше 50% компонентов такой продукции были произведены за границей. Так, если ценовое предложение на американскую продукцию выше, чем на иностранный аналог, то стоимость такого аналога искусственно увеличивается на 6-50% в зависимости от заказчика или внутреннего поставщика, участвующего в тендере.

Конечно, такие дискриминационные меры применяются не всегда. Под действие акта не подпадают закупки на сумму менее $3 тыс., товаров для перепродажи или использования за пределами США и в других случаях. Есть ряд исключений для стран, которые присоединились к специальному договору о государственных закупках. Этот договор предусматривает равные условия для участия поставщиков в тендерах, сумма которых на федеральном уровне превышает $204 тыс. ($558 тыс. на уровне штатов). Равные условия получают и страны Карибского Бассейна, наименее развитые страны, а также те, кто имеет соглашения о свободной торговле с Америкой.

В России ситуация кардинально противоположенная, поскольку все последние десятилетия мы двигались в сторону всесторонней интеграции в мировое экономическое и деловое пространство. Это приводило к необходимости абсорбировать иностранные практики как в сфере управленческих решений, так и при закупках продукции или услуг. Главными лоббистами импорта в России были и остаются консалтинговые компании «Большой четверки», два крупнейших мировых рейтинговых агентства, а также международные финансовые и торговые организации. Результатом такого вектора развития российской экономики стала ее чрезмерная открытость.

В секторе государственного и корпоративного заказа, который составляет около 35% российского ВПП, такая либерализация, с одной стороны, открыла доступ малому и среднему бизнесу к закупкам стратегических компаний. Появление большого количества новых поставщиков позитивно повлияло на эффективность закупочной деятельности, повысив ее прозрачность. С другой стороны, отсутствие дискриминационных норм по отношению к импортной продукции заведомо поставило российский бизнес в неравные условия в борьбе за заказы. В большинстве случаев приоритет отдавался импортной продукции, поставляемой крупными транснациональными корпорациями.

Последние использовали весьма распространенную практику «троянского коня», когда заказчик получал относительно дешевый продукт, но становился зависимым от поставки расходных материалов или технической поддержки. Особо уязвимыми к такой иностранной экспансии стали здравоохранение, образование, наука и ИТ. В них же практически перестали развиваться отечественные компании, которые априори имели мало шансов на получение крупных заказов.

Взаимный обмен санкциями между Россией и ее иностранными партнерами вновь возродил идею импортозамещения, в том числе на рынке государственного и корпоративного заказа. Появились инициативы отдавать преференции российским поставщикам при проведении закупок со стороны государственных органов и госкомпаний. Например, появилось предложение ввести в законодательство понятие «российский софт» для того, чтобы можно было определить принадлежность компании поставщика и дать отечественному бизнесу преференции.

Важно понимать, что введение ряда дискриминационных мер для иностранных поставщиков не должно рассматриваться как ответная мера на ряд санкций со стороны ЕС и США. Напротив, появление преференций для отечественных компаний станет лишь использованием мировых практик регулирования рынка закупок.