Как автоматизировать закупки по 44-ФЗ
Вступление в силу 44-ФЗ сформировало новые требования к программному обеспечению, обеспечивающему закупочную деятельность государственных ведомств и предприятий. Каким должно быть новое решение? Способно ли оно максимально упростить процедуру проведения торгов?
1 января 2014 г. вступил в действие федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который призван изменить всю систему закупок: от планирования и размещения контрактов до их исполнения. Закон и подзаконные акты, которые будут приняты в его развитие, создадут систему регулирования закупочной деятельности, которая носит стратегический, долговременный характер. Министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что 44-ФЗ «отвечает на актуальные вопросы совершенствования закупочной деятельности в плане обеспечения прозрачности на всех этапах закупочного цикла: от планирования до оценки результативности, обеспечения качества закупок, ухода от демпинговых цен».
В целях повышения эффективности и результативности закупок в 44-ФЗ введено планирование закупок путем разработки планов на 3 года и планов-графиков на каждый год, предусмотрена процедура обоснования заказчиком необходимости закупок, расширен перечень способов закупок, теперь это не только электронной аукцион, но и конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. В ст. 37 Закона содержится ряд мер по борьбе с демпингом, вводится обязательное общественное обсуждение закупок стоимостью свыше 1 млрд руб., сделана попытка создать инструменты противодействия манипуляциям.
От нового закона к новым решениям
Вступление в действие нового закона сформировало новые требования к программному обеспечению закупочной деятельности, потребовало его коренной модернизации, а во многих случаях – полной замены. Рынок программных средств, который сложился к моменту вступления в действие 44-ФЗ, состоял из решений разной конфигурации и степени сложности, основанных на требованиях 94-ФЗ и менявшихся с учетом практики его применения и требований заказчиков. Особенностью 44-ФЗ является поэтапное вступление в силу отдельных его положений – частично с 1 января 2014 г., затем – с 1 января 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г., что создает возможности для создания и настройки долговременной системы управления закупками.
Новый закон сформировал новую потребность, прежде всего, в разработке и внедрении единых автоматизированных информационных комплексов планирования, размещения, координации и контроля закупочной деятельности. В случаях, когда речь идет о компаниях, в том числе и финансовых, имеющих сложную разветвленную структуру, эти комплексы должны иметь вертикально интегрированную архитектуру, объединяющую головную компанию и ее дочерние предприятия. Они не только должны соответствовать новому закону и меняющейся экономической реальности, но и позволять значительно упростить процедуру организации и проведения торгов, повысить эффективность закупок и сэкономить трудовые и временные затраты.
Новое решение: основные модули
По оценке экспертов такой комплекс, адаптированный под потребности и требования конкретного заказчика, должен состоять из нескольких основных модулей.
Модуль планирования, который обеспечивает выявление потребностей, учет и согласование, контроль обоснованности проведения закупки и начальной (максимальной) цены заказа, составление плана и графика, принятие решения о проведении (не проведении) закупок, способе, условиях и сроках проведения. Этот модуль обеспечивает взаимодействие между комплексом и Общероссийским официальным сайтом госзакупок.
Модуль размещения заказа, который обеспечивает полноценный двухсторонний обмен с Общероссийским официальным сайтом, а в будущем Единой информационной системой, по всем типам процедур для публикации информации о размещении заказа на закупку товаров, работ, услуг, а также для внесения сведений о контрактах, гражданско-правовых договорах соответствующий реестр.
Модуль контроля исполнения заказа, который отвечает за регистрацию контракта, заключение гражданско–правового договора, ввод данных об исполнении контракта, ревизию данных об исполнении контракта, в случае необходимости, расторжение контракта.
Модули ведения реестров и управления нормативно-справочной информацией.
Такой автоматизированный комплекс должен отвечать и широкому спектру чисто технологических требований: высокая скорость обмена и обработки данных, высоконадежная система защиты информации, гибкость и масштабируемость, возможность быстрого подключения новых агентов и интеграция подсистем, адаптация к работе с уже функционирующим в организации программным обеспечением.
В настоящее время перечисленным требованиям в максимальной степени отвечают комплексы управления закупочной деятельности «Газпромбанка», ГК «Росатом», «Ростелекома», X5 Retail Group N.V. (разработчик Cognitive Technologies). Приступил к созданию автоматизированной системы закупок в соответствии с новыми правилами и «Автодор».
Сергей Ершов