|
|
NGN на практике: новые услуги для бизнеса и "физиков"Интеллектуальные сети, мультисервисные сети, сети следующего поколения (NGN) и сети 3G в ближайшее время изменят жизнь многих россиян. В наш быт ворвутся интернет-сервисы, телевидение по запросу и видеоконференцсвязь. Лишь бы распространение широкополосного доступа в интернет затронуло не только Москву, но и регионы. Потребительский сектор "заказывает музыку" Базовой услугой мультисервисных сетей является высокоскоростной доступ в интернет, позволяющий быстро скачивать большие объемы данных. На его основе строятся остальные многочисленные услуги, в том числе и развлекательного содержания, объединенные под общим названием Triple Play. Широкополосный доступ необходим также в дистанционном обучении, консалтинге, телемедицине, в организации полноценных рабочих мест на дому. Разнообразие способов его использования ограничено не столько техническими возможностями, сколько фантазией потребителя. При этом телефония является лишь одним из составных элементов всего пакета услуг. О том, насколько успешным может стать бизнес по обслуживанию абонентов широкополосного доступа, свидетельствует опыт совместного проекта "МТУ-Интел" и МГТС "Стрим" в Москве. Так, в феврале 2004 года, когда стартовало семейство тарифов "Стрим", планировалось подключить в течение года максимум 30 тыс. абонентов. Однако уже в декабре было отмечено подключение "Как показывает мировая практика, добавление услуги видео — способ улучшить основные финансовые показатели оператора (в том числе и ARPU), удержать клиента и увеличить абонентскую базу", — считает гендиректор ООО "Система Мультимедиа" Владимир Румянцев. Между тем, по прогнозу Forrester Research в течение ближайших лет доходы в сфере услуг интерактивного цифрового телевидения (iDTV) в Европе будут не столь значительными. К 2007 году оборот этого бизнеса с цифровыми услугами и приложениями достигнет €18 млрд. (€250 на семью). Основная часть этой суммы — около €8 млрд. — будет генерироваться покупками, совершаемыми с помощью интерактивного телевидения (tRetail). Оборот от продажи билетов через iDTV, по прогнозам аналитиков, вырастет до €4 млн., а интерактивная реклама принесет €2 млрд. Медленное развитие бизнеса интерактивного телевидения может быть обусловлено его низкой распространенностью, считают аналитики. Но вернемся к российской действительности. Постепенно внедряют мультимедийные услуги на базе своих мультисервисных сетей и традиционные операторы — МРК "Связьинвеста". Так, в марте текущего года филиал ЮТК "Ростовэлектросвязь" запустил услугу Помимо мультимедийных услуг широкополосный интернет способен обеспечить индивидуальных и корпоративных пользователей недорогой или даже бесплатной телефонной связью на базе IP. "Телфин", например, предлагает за $49 в месяц неограниченное количество минут разговоров по большому числу направлений (на данный момент доступно 58 стран). "Тарио" предоставляет бесплатные входящие звонки на По мнению экспертов, у нашей страны хорошие предпосылки для внедрения NGN на массовом рынке. По некоторым прогнозам услуги будут развиваться в три этапа: предоставление голосовой услуги поверх IP, конвергенция проводной и беспроводной связи, интеграция телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг. Корпоративный сектор: новые услуги не всем по карману Рынок услуг для корпоративных пользователей также имеет высокий потенциал, ввиду чего операторам не следует сбрасывать его со счетов. В отличие от рынка частных пользователей он не такой массовый, зато, как правило, более прибыльный в расчете на одного подписчика. Спектр же потенциально интересных для предприятий услуг весьма широк. Наиболее распространенный сервис на сегодняшний день — построение защищенных корпоративных сетей (VPN). Ее предлагают, и весьма успешно, практически все операторы, работающие на корпоративном рынке. У ЮТК, например, доход от услуг построения корпоративных сетей по технологии VPN за 2004 год почти удвоился (рост на 92,8%); примерно так же — в 1,9 раза — вырос доход у ивановского филиала "Центртелекома". Помимо уже хорошо зарекомендовавших себя на корпоративном рынке сервисов, провайдеры активно внедряют новые. Например, за прошедший год для этой категории клиентов "Комстар" предложил ряд услуг, реализованных на базе мультисервисной сети связи NGN — IP-Centrex, Hosted PBX, VoiceVPN и др. Планирует расширение спектра услуг "Уралсвязьинформ", построивший недавно сеть NGN в Челябинске. Пользователям станут доступны аудио и видеоконференции, услуги по взаимодействию сотрудников офиса (обмен сообщениями, совместная работа с файлами и веб), услуга "персональный агент", обеспечивающая маршрутизацию вызовов на номер абонента по тем правилам, которые абонент определяет сам: на фиксированный, мобильный, домашний телефон или голосовую почту. Новым услугам пророчат неплохие перспективы. Например, уже сейчас по темпам развития рынка видеоконференцсвязи ( Впрочем, несмотря на широкий спектр возможностей для применения видеоконференцсвязи, сегодня эта услуга в России востребована только в узком корпоративном секторе. Позволить себе организацию подобных сервисов могут лишь достаточно крупные компании: оборудование для предоставления услуг ВКС довольно дорого. По этой причине российский сегмент услуг видеоконференцсвязи пока невелик и оценивается в Другим перспективным сервисом является IP Centrex — предоставление оператором услуг учрежденческой АТС по По словам провайдеров, подписка на IP Centrex позволяет потребителю, которому достаточно приобрести лишь абонентские устройства, сократить расходы на приобретение оборудования на Прогноз роста российского рынка услуг IP Centrex Источник: "РТКомм", 2004 Несмотря на декларируемые преимущества и оптимистичные прогнозы, активное развитие российского рынка услуг IP Centrex сдерживается плохой инфраструктурой транспортных сетей и невысокими темпами перехода на IP, в результате чего этот протокол приживается далеко не повсеместно. Не последнюю роль играет и высокая стоимость услуг: сервис IP Centrex пока обходится потребителю дороже автономных конвергентных решений. В результате эти услуги находят своих потребителей, в основном, среди крупных компаний, у которых расходы на аутсорсинг меньше затрат на использование собственных ресурсов. Итак, еще очень немногие российские операторы могут порадовать пользователей — как корпоративных, так и индивидуальных новыми интересными услугами, оказываемыми на основе мультисервисных сетей. Впрочем, положительные примеры все же имеются, и есть надежда, что они со временем будут тиражированы из Москвы, Виталий Солонин / CNews Analytics Константин Никашов:
|