Статья

Е-commerce чудо в Бразилии: подробности

Интернет Цифровизация Etrade ИТ в банках E-commerce

Рынок электронной коммерции Бразилии — самый крупный в Латинской Америке, являясь вместе с тем наиболее динамичным сектором экономики страны. Аналитики прогнозируют, что объем национального рынка e-commerce к 2015 г. достигнет показателя $20 млрд — это почти в два раза больше, чем в прошедшем году. Такой стремительный рост связывают с мерами правительства, ориентированными на максимальное распространение в Бразилии информационных технологий вообще и высокоскоростного интернета в частности.

Тезис о том, что развитие e-commerce в Бразилии напрямую коррелирует с показателями проникновения интернета, подтверждает официальная статистика. Согласно данным правительственного портала brasil.gov.br, ежегодный рост рынка электронной коммерции в стране составляет не менее 20—25%. Оборот компаний — операторов данного сектора в 2012 г. был равен $11,5 млрд. За последние 12 лет уровень проникновения интернета вырос в 65 раз. По данным Internet World Stats, веб-ресурса, аккумулирующего статистическую информацию в том числе по распространению интернета в мире, в июне прошлого года этот показатель уже превысил 45%. Общее число интернет-пользователей в Бразилии этим же источником оценивается в 88,5 млн человек (для сравнения: в России — 68 млн чел.).

Рейтинг стран по уровню проникновения интернета

Страна Количество пользователей (2000 г.), чел Количество пользователей (2012 г.), чел. Население (по данным
2011 г.), чел.
% проникно- вения % от числа пользова- телей в мире
1 Китай 22 500 000 485 000 000 1 336 718 015 36,3 23,0
2 США 95 354 000 245 000 000 313 232 044 78,2 11,6
3 Индия 5 000 000 100 000 000 1 189 172 906 8,4 4,7
4 Япония 47 080 000 99 182 000 126 475 664 78,4 4,7
5 Бразилия 5 000 000 75 982 000 203 429 773 37,4 3,6
6 Германия 24 000 000 65 125 000 81 471 834 79,9 3,1
7 Россия 3 100 000 59 700 000 138 739 892 43,0 2,8
8 Великобритания 15 400 000 51 442 100 62 698 362 82,0 2,4
9 Франция 8 500 000 45 262 000 65 102 719 69,5 2,1
10 Нигерия 200 43 982 200 155 215 573 28,3 2,1
11 Индонезия 2 000 000 39 600 000 245 613 043 16,1 1,9
12 Корея 19 040 000 39 440 000 48 754 657 80,9 1,9
13 Иран 250 36 500 000 77 891 220 46,9 1,7
14 Турция 2 000 000 35 000 000 78 785 548 44,4 1,7
15 Мексика 2 712 400 34 900 000 113 724 226 30,7 1,7
16 Италия 13 200 000 30 026 400 61 016 804 49,2 1,4
17 Филиппины 2 000 000 29 700 000 101 833 938 29,2 1,4
18 Испания 5 387 800 29 093 984 46 754 784 62,2 1,4
19 Вьетнам 200 29 268 606 90 549 390 32,3 1,4
20 Аргентина 2 500 000 27 568 000 41 769 726 66,0 1,3
TOP 20 стран 4 578 950 118 35,0 75,9
Остальной мир 85 561 292 508 993 520 2 351 105 036 21,6 24,1
Итого пользователей в мире 360 985 492 2 110 765 810 6 930 055 154 30,5 100,0

В настоящее время в Бразилии действуют программы правительства по развитию доступа населения к мировой сети. Речь идет о «Плане развития широкополосного доступа в интернет» (O Plano Nacional de Banda Larga, PNBL) и «Плане «Глобальные ИТ» (TI Maior), предусматривающем стимуляцию национальных разработчиков программных продуктов, в том числе платформ для электронной коммерции.

Эти меры весьма позитивным образом сказываются на рынке e-commerce. Рост электронной коммерции в Бразилии, начиная с 2001 г., составил 4400%. Рост числа потребителей за аналогичный период составил 3536%. Лавинобразное развитие пришлось на 2006 г. В настоящее время уровень роста этого сектора рынка соответствует общемировым тенденциям.

Пользовательская активность

Согласно исследованиям, проведенным бразильской консалтинговой компанией GS&MD, 96% пользователей глобальной сети совершили хотя бы одну покупку в онлайн-магазинах. Важным фактором является индекс доверия к инструментам e-commerce. Он составляет, по данным упомянутого исследования, 64%, что превышает среднемировые показатели и позволяет рассчитывать на дальнейшую положительную динамику отрасли. Прогнозы в рамках нынешних тенденций таковы: в ближайшие 3 года Бразилия превратится в 4-й по объему рынок e-commerce в мире, уступая только США, Китаю и Японии.

Динамика активности пользователей услуг e-commerce в Бразилии

Год Оборот, $млрд Динамика, %
2012 11,2 19,8
2011 9,35 26,4
2010 7,4 39,6
2009 5,3 29,3
2008 4,1 30,2
2007 3,15 43,2
2006 2,2 76
2005 1,25 42,9
2004 0,875 34,6
2003 0,65 54,8
2002 0,42 61,5
2001 0,26 -

Анализ профиля пользователя услуг электронной коммерции свидетельствует о том, что основными потребителями онлайн-магазинов являются граждане в возрасте от 35 до 49 лет — члены семей с ежемесячным доходом от $500 до $1500. Данная группа составляет 38% аудитории. Семьи с более высоким доходом ($4 тыс.) формируют лишь 9% от общего числа интернет-шоперов. Основу продаж электронной коммерции составляют следующие товары и услуги: бытовая техника, электроника, программное обеспечение и ИТ-услуги, компьютерная техника, услуги и товары для красоты и здоровья, модные товары и аксессуары. В целом эти показатели соответствует общемировым тенденциям.