Доля госзакупок у СМБ может увеличиться до 25%

Etrade
, Текст: Наталья Рудычева
С 1 января 2016 г. доля госзакупок у малых и средних предприятий может увеличиться до 25%. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную Думу.

В Государственную Думу внесен законопроект об увеличении с 1 января 2016 г. с 15% до 25% доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

«Повышение объема закупок позволит в кризисный период поддержать субъекты малого предпринимательства, – уверен автор законопроекта депутат Иван Абрамов. – К процессу закупок будет привлечено большее число субъектов малого предпринимательства, что будет способствовать их развитию». По его мнению, это также будет способствовать сокращению числа субъектов, работающих «в тени», и снизит риски, препятствующие нормальному развитию малого и среднего бизнеса в стране.

Напомним, что дорожная карта проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» разработана Агентством стратегических инициатив. В соответствии с этим документом, доля предприятий СМБ в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием на первом этапе должна была составлять 10%, к 2015 г. увеличиться до 18%, а к 2018 г. – до 25%.

Однако, как рассказывал в интервью CNews Андрей Черногоров, в то время занимавший пост генерального директора ЭТП «Газпромбанка», сложность контроля за выполнением требований этого закона заключается в отсутствии четких критериев того, что такое СМБ. Реестра таких предприятий не существует, а значит, определить их долю в закупках госмонополий и таким образом проверить исполнение дорожной карты не представляется возможным.

Кроме того, по статистике ЭТП ГПБ, малые и средние предприятия не слишком стремятся участвовать в закупках. «Среднее количество заявок при сумме лота до 500 тыс. составляет 1,66, тогда как при сумме лота свыше 10 млн руб. – уже более 4,2», - приводит данные спикер. «Думаю, причина здесь в том, что пока в России более успешен крупный бизнес, способный инвестировать в RND, в социальные проекты, в проекты, не связанные с получением сиюминутной прибыли, - говорит Андрей Черногоров. - Кроме того, сегодня на фоне международных санкций и повышения стоимости капитала малый бизнес в нашей стране вообще не может успешно развиваться. Однако государство не обращает на это внимания и обязывает поддерживать то, чего не существует».

По его мнению, более правильным подходом было бы создание номенклатурного списка товаров и услуг, которые должны преимущественно закупаться у малых предприятий. Кроме того, необходимо учитывать закупки третьего уровня – когда крупная компания получает большой контракт от госпредприятия и берет на субподряд более мелких игроков. И это реальный механизм обеспечения доступа малого бизнеса к заказам госкорпораций.